Обязательным местом посещения в Синтре является Национальный дворец или как его ещё называют, Деревенский дворец португальских королей.
Синтра была отвоёвана у мавров первым португальским королём Афонсу I Энрикешем, основателем Бургундской династии, в первой половине XII века. Будущий Национальный королевский дворец представлял собой в то время мавританский замок, от построек которого до наших дней ничего не сохранилось, и королевской загородной резиденцией он стал не сразу.
С 1139 года по 1256 год столица Португалии находилась в городе Коимбра и только при Афонсу III, также представителе Бургундской династии, главным городом страны стал Лиссабон, город на семи холмах.
Перестройка Национального дворца и превращение его в загородную королевскую резиденцию начались при первом короле Ависской династии, Жуане I. Именно при этом короле во дворце появились такие помещения как Зал сорок, Зал лебедей, Арабский зал, поражающие зрителей великолепными росписями потолков. В Гербовом зале можно увидеть представленные там 72 герба знатных семей Португалии.
С потолком зала сорок связывают легенду, согласно которой Жуан приказал расписать его изображением этих птиц, издающих своеобразный трещащий звук, не пропуская никого и ничего незамеченным. Есть поговорка «новость сорока на хвосте принесла». Придворные дамы однажды выступили в роли таких сорок, сообщив королеве о любовных шалостях монарха. Количество сорок на расписанном потолке соответствует числу фрейлин. Если учесть, что во многих странах сорока считается символом ведьмы, то месть короля была довольно изощрённой.
Аналогичным образом расписан потолок в Зале лебедей. Кого хотел изобразить король в этом случае, источники умалчивают. Может быть, количество этих изящных птиц равняется количеству тех самых любовных шалостей?
Две знаменитые вытяжные трубы королевской кухни видны буквально ото всюду, покрашенные в белый цвет они напоминают гигантские сахарные головы.
Сын Жуана I Дуарте I очень любил этот дворец и также приложил если не руку, что вряд ли, то свою выдумку к его перестройке. Сын Дуарте Афонсу V Африканец вообще практически всё время проводил в Синтре, он здесь родился в 1432 году, здесь же и умер в 1481 году.
В Национальном дворце Афонсу принимал отчёты своего дяди, Генриха Мореплавателя, о результатах плаваний и географических открытиях, здесь же переживал поражение в военном походе против Кастилии. Возможно, что в этом дворце король принимал Колумба и эти стены слышали невероятную фантазию, какой представлялась тогда попытка достичь берегов Индии, направляясь не на восток, а в противоположном направлении.
Нынешний дворец представляет собой архитектурную эклектику, сочетая мавританский, готический стили с мануэлино. Последний стиль в архитектуру дворца добавился при Мануэле I, по имени которого и был назван.
Судя по тому, что мы видим сегодня во дворце, у монархов Португалии был отменный вкус. Неограниченные финансовые ресурсы, полученные из многочисленных колоний, обретённых в период расцвета Португальской империи, который пришёлся на годы правления Мануэла, позволили создать уникальные шедевры из плитки азулежу в интерьерах дворца.
Известно, что Васко да Гама перед отплытием в Индию был принят и напутствован Мануэлом I в Национальном дворце Синтры. В более поздний период, при короле Себастьяне I, Луиш де Камоэнс читал свои «Луизиады» в стенах этого дворца. Очень многое помнит эта королевская резиденция – радостей от удач, горя от потери независимости и восторг от её обретения через шестьдесят лет. В течение этих шестидесяти лет, с 1580 по 1640 год, когда страна находилась под пятой Испании, дворец бережно сохранялся, испанские короли даже в Португалии и Лиссабоне были редкими гостями, не то, что в Синтре.
Побывать в Лиссабоне и не доехать 23 километра до Синтры даже как-то странно, лишать себя необыкновенного удовольствия насладиться прекрасным зрелищем, это обязательно надо сделать, тем более, что это просто – на вокзале Росиу надо сесть в электричку, а до вокзала можно доехать на метро до станции с тем же названием, Росиу.
Юрий Трифонов.