Лиссабонский район Байша расположился между двумя холмами, ограничивающими его с востока и запада, на которых находятся другие районы: Алфама, Байру-Алту и Шиаду. Буквально название «Байша» переводится как «Низкий район». Чисто географически Байша является центром старого Лиссабона. Положение района таково, что все туристические маршруты проходят через него.
Интересно совершить прогулку, начав её у реки на великолепной, солнечной площади Коммерции с конным памятником королю Жозе I. От площади можно проехать по старым городским кварталам на знаменитом лиссабонском трамвайчике, а можно пройтись пешком. На севере площади, в центре административных зданий, красуется Триумфальная арка, под сводами которой начинается пешеходная торговая улица Аугушта, ведущая вглубь района.
Сразу же бросается в глаза строгий геометрический рисунок улиц этого квартала и архитектурное сходство стоящих вокруг домов. Объясняется это тем, что в 1755 году во время великого лиссабонского землетрясения долина между холмами со всеми средневековыми постройками, узкими и кривыми улочками, была превращена в груду мусора. Восстановлением города, и прежде всего Байши, руководил премьер – министр короля Жозе I, маркиз Помбал. Район был отстроен заново с учётом сейсмичности местности, все дома выстроены по единому проекту, но фантазия работников, отделывавших фасады зданий плиткой азулежу, придаёт им разнообразность. Иногда район называют Байша Помбалино в честь министра – реформатора, застройка проводилась в один сжатый промежуток времени, здесь нет каких бы то ни было наслоений архитектурных стилей.
Это место очень популярно среди туристов, здесь не надо преодолевать крутые подъёмы и спуски как в Алфаме, а можно спокойным шагом обойти местные достопримечательности, благо их достаточно.
Побродив по прямым улицам района, неминуемо попадаешь на площадь Росиу с двумя фонтанами и колонной- памятником королю Педру IV. Официально площадь называется в его честь, но в народе название не прижилось. Эта площадь самое многолюдное место города, её простор, интересная архитектура окружающих домов, волнообразный рисунок калсада португеза на мостовой, множество ресторанов и магазинов привлекают сюда людей. С севера площадь ограничивается зданием театра имени Марии II, кстати, дочери Педру IV.
Любопытно свернуть немного восточнее, там, за линией домов, параллельно площади Росиу, находятся ещё две очень симпатичные: прежде всего в форме правильного квадрата площадь Фигейра со строгим конным памятником Жуану I, первому королю из Ависской династии, правившему рекордно долгие пятьдесят лет. Немного севернее находится треугольное пространство, имеющее сразу три названия – это площадь Святого Доминика по находящейся здесь церкви, Эмигрантская из-за постоянного присутствия иностранной рабочей силы, ищущей применения, Толерантности по установленному мемориалу в память о трагедии – религиозной бойне, произошедшей на этом месте более пятисот лет назад.
Продолжая прогулку, необходимо вернуться на площадь Росиу. Просто необходимо пересечь её в западном направлении и выйти на улицу Оуру. Транспортное средство, установленное здесь, заслуживает особенного внимания, это подъёмник Санта Жушта, лифт, соединяющий нижнюю Байшу и высокий Байру-Алту.
Чтобы продолжить следование по маршруту, надо опять вернуться на площадь Росиу, пройти между театром, обогнув его слева, и зданием вокзала Росиу с подковообразными арками входа. Сразу за театром раскрывается ещё одна площадь с установленным в её центре обелиском Восстановления независимости, установленном в 1886 году в память о возвращённой независимости после 60 лет подчинения испанской короне, это площадь Рестаурадориш.
Отсюда тоже можно попасть в верхний район на не менее экзотичном элеваторе Глория, это фуникулёр, пассажиры которого усаживаются в обычный с виду трамвайчик, такой же, что курсирует по узким улочкам Лиссабона.
Если всё-таки одним из способов, включая пеший по улице Калсада Глория, подняться в верхний город, то можно получить незабываемое удовольствие от открывающегося вида на Байшу со смотровой площадки, расположенной в парке Сан Педро да Алькантара, и зрительно проследить только что проделанный путь.
В северном направлении от площади Рестаурадориш начинается центральная улица города, Авенида да Либертаде. Эта улица-бульвар, утопающая в зелени, с множеством скульптур, фонтанчиков, ручейков, непременной португальской узорчатой мостовой, бутиками в интересной архитектуры зданиях, выведет путешественника на огромную площадь с памятником творцу всего увиденного по маршруту, маркизу Помбалу.
Площадь, пожалуй, самая оживлённая в городе, вокруг памятника кружат автомобили, но к нему можно подойти, спустившись в подземный переход. От памятника хорошо обернуться на пройденный только что путь от площади Коммерции – вид завораживающий, непередаваемый, его необходимо впитать в себя, потому что фотография не способна передать ощущение прелести увиденного, как говорится, в данном случае фотоаппарат бессилен.
Юрий Трифонов.