Каждый город имеет свои, присущие только ему, достопримечательности, по которым он становится абсолютно узнаваемым. В Париже - Эйфелева башня, в Москве – Покровский собор, в Лондоне – Тауэрский мост. Перепутать невозможно. Эти достопримечательности - в основном архитектурные сооружения, ставшие символами городов. Но существуют и символы другого происхождения – лондонский красный двухэтажный автобус, например, или жёлтенький, словно игрушечный, трамвай Лиссабона.
Трамвай самый старый вид городского транспорта, первоначально приводимый в движение конной тягой, отсюда и его изначальное название – конка. В Лиссабоне городские линии конки появились в 1873 году, позднее, в 1901 году, конная тяга была заменена на электрическую.
Во всех европейских городах сеть трамвайных линий активно развивалась до середины XX века. Лиссабон не был исключением, 1950 году в городе было проложено 26 маршрутов, на которых курсировали 405 вагонов, некоторые даже с прицепами.
Бурный рост автомобильного парка существенно замедлил этот процесс, появились более маневренные автомобили и автобусы. А с появлением метро трамвай стал потихоньку исчезать с улиц, ведь первые линии метрополитена по сути дублировали трамвайные линии. В Лиссабоне возникла одна серьёзная проблема – в старый город с его невысокими домами и узкими улочками, а следовательно и с невысокой плотностью населения, проводить линию метро оказалось нерентабельно. Поэтому именно там трамвайные пути оставили.
Ещё одно обстоятельство способствовало сохранению этого экзотического сейчас вида городского транспорта. В последние два десятилетия XX века во многих странах Европы существенно изменилась градостроительная концепция. На первый план стали выходить экологические проблемы, в частности, поэтому повсеместно в центральных частях города стали устраиваться пешеходные зоны. Лиссабонскому трамваю повезло – он вполне вписывался в экологическую концепцию и потому был сохранён.
В настоящее время в городе действуют 6 маршрутов, на которых работают 58 трамваев. Но не был бы трамвай символом Лиссабона, если бы не одно интересное обстоятельство. Только 10 трамваев из 58 - абсолютно современные транспортные средства. Они позволили организовать скоростной маршрут №15, проходящий по равнинной части старого города от площадей Росиу и Фигейра до площади Коммерции, а потом по набережной Тежу в Белен и немного дальше. Остальные трамваи представляют собой модернизированную версию старых, произведённых в начале прошлого столетия. Они работают на горных лиссабонских маршрутах, снабжены всем необходимым для обеспечения безопасности пассажиров: противовесами спереди и сзади для устойчивой езды по кривым, узким, с перепадами высот улочкам, надёжными тормозами и устройствами шумоподавления.
В основном Лиссабон располагается на разноуровневых холмах, поэтому таких трамваев больше. Самый популярный туристический маршрут №28 как раз проходит по горным улицам, людям со слабыми нервами лучше пройтись пешком. Ширина улиц в некоторых местах не больше 5-6 метров, при этом трамвай движется в потоке машин, как они друг от друга уворачиваются - уму непостижимо. Иногда не уворачиваются. Тогда возникают пробки. Но, всё же значительно чаще аварии удаётся избежать, а туристам получить оригинальную, незабываемую обзорную экскурсию.
Самая популярная сувенирная продукция в Лиссабоне именно с изображением жёлтого трамвайчика: магниты, тарелки, рисунки художников, полотенца и многое другое. После незабываемой поездки даже на последние деньги такой сувенир очень хочется приобрести.
Есть ещё один вид транспорта в Лиссабоне, вагоны которого внешне похожи на трамвай, это фуникулёры, построенные в 1884-1892 годах. Действуют три линии этого городского транспорта, они предназначены для подъёма и спуска в районы с более резким перепадом высот.
Линии трамваев и фуникулёров существуют как для туристов, так и для жителей города. Гарантированно в кафе или на улице можно услышать родную речь соотечественников, завистливо, а иногда с негодованием рассуждающих о том, что в наших городах тоже можно устроить такое количество пешеходных зон в центре городов и несколько маршрутов старых, сохранивших по себе добрую память, трамваев.
Юрий Трифонов